еконд-хэнд - это не идеология, а просто бизнес. В "секонде" можно одеться так, как хочешь выглядеть
Данная статья сложилась после беседы автора с владельцем одного
известного магазина подержанной одежды - "секонд-хэнда" (дословно:
вторые руки). Были также собственные наблюдения и подсказки друзей...
ИСТОРИЯ.
Вот об истории секонд-хэндов известно немногое. Есть вероятность,
что на Западе они были всегда. Их отличие от наших барахолок, в т. ч.
знаменитой Тишинки, ныне уже не существующей, чисто географического
порядка: на барахолках продавали раритетные товары отечественного
происхождения. Со всеми вытекающими последствиями.
ДВА ЗАБЛУЖДЕНИЯ.
Первое из них гласит, что секонд-хэнд - это гуманитарная помощь, не
дошедшая по назначению (малоимущим) и выставленная бойкими торговцами
на продажу. Это не так. Вернее, не совсем так. В большинстве своем
честные "секонды" закупают ношеную одежду за границей, в Европе и
Америке, или пользуются услугами оптовых фирм, коих в Москве
достаточно.
Второе весьма распространенное заблуждение тоже неверно: дескать,
секонд-хэнды ущемляют чувство национального достоинства, заставляя (!)
русских по нищете своей донашивать империалистические обноски. Ношеная
одежда на Западе - такой же товар, как и любой другой, ничуть не хуже.
Практика ношения одежды "из вторых рук" распространена не только в
среде беднейших слоев общества, ее покупают и весьма обеспеченные люди.
Секонд-хэнд может вполне гармонично соседствовать с фешенебельными
магазинами на центральных улицах европейских городов (так, скажем, в
Лондоне), и никто не испытывает недоумения по этому поводу. В Америке
за сданную одежду снижают налги, то есть речь идет уже о
государственной политике, направленной на своего рода разумную
утилизацию использованных, ненужных обывателю вещей.
Лучшую их часть американцы с европейцами оставляют у себя и носят
сами, часть похуже подлежит продаже за границу, самую худшую отправляют
в страны третьего мира (та самая благотворительность). И если раньше мы
потребляли самое дешевое и некачественное, то сейчас в Россию идет
достаточно добротный товар... китайского производства.
КИТАЙСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
Китай одевает не только нас, оккупировав оптовые рынки своей
маловразумительной одинаковой продукцией, он одевает также и Америку с
Европой. Просто на них он работает качественно иначе, чем на Россию.
"Восточнокитайское" и "западнокитайское" непохожи друг на друга, как
день и ночь.
Секонд-хэнд - это не благотворительность. Это бизнес. Умирающий
после кризиса по причине выросшей цены покупаемого за валюту товара.
Народ сейчас желает одеваться на рынках пусть в плохое, но новое, пусть
подороже, но ненамного. В этом есть своя печальная логика.
Первые секонд-хэнды появились в России в конце 80-х и были
рассчитаны на домохозяек и старушек, затем наступило время "молодежной
волны" (самое коммерчески успешное время): с популярностью Курта
Кобейна в моду вошел стиль "грандж". Старые потертые джинсы, кеды,
белая майка, надетая под поношенный свитер спокойного цвета, - вот
примерный портрет "гранджера", которому, понятно, прямая дорога - в
секонд-хэнд. (К слову, модно носить не новыми - и эта мода, видимо,
никогда не пройдет - не только джинсы, но и кожаные куртки и военную
одежду). Далее наступило плодотворное и тоже коммерчески успешное
развитие клубной культуры, затем развитие клубной культуры прошло, все
поостепенились, рейвера стали покупать свои фантастические наряды в
дорогих магазинах "Маска", "Экстраваганза", и сейчас секонд-хэнд - удел
тех, чье желание одеваться не так, как все, не зависит от
принадлежности человека к тому или иному музыкальному направлению. А
этих людей, увы, не так много.
Так чем же хорош секонд-хэнд? До недавнего времени секонд-хэнды
выполняли сложную культурно-просветительскую функцию - знакомили людей
с одеждой, ими прежде не виданной: яркой, разнообразных расцветок,
фасонов и стилевых направлений, - которую в тогдашних магазинах было
просто не купить. С появлением ее в фирменных магазинах "секонд" выбрал
себе задачу попроще: продавать то же, что и там, только много дешевле.
Следует заметить, впрочем, что некоторые вещи можно приобрести только в
секонд-хэндах - хорошие кожаные куртки, майки с самыми необычными
надписями и рисунками, любые раритетные, штучные предметы одежды.
Секонд-хэнд хорош тем, что в нем можно одеться именно так, как ты
хочешь выглядеть. Чуткие к внешнему виду западные манекенщицы в
повседневной жизни носят одежду из секонд-хэнда. Модельеры для своих
перфомансов используют одежду, найденную ими в секонд-хэндах. Старые
модели, устаревшие ткани пятидесятилетней давности позволяют воскресить
то хорошо забытое старое, что, может быть, скоро сызнова войдет в моду.
КАКИЕ БЫВАЮТ СЕКОНД-ХЭНДЫ.
Секонд-хэнды различаются специализацией и качеством представленной в
них одежды. Кроме магазинов, торгующих всем, бывают детские, кожаные,
джинсовые и даже военные секонд-хэнды. Иерархия же секонд-хэндов
проста: они бывают элитные и неэлитные. Неэлитных больше.
Хороший "секонд" следит за собой, иногда внешним видом своим всерьез
напоминая ночной клуб: стены расписаны профессиональными граффити,
воскуряются благовония, а для полного сходства с клубом играет
электронная музыка.
Последнее привело автора к ложному убеждению, что секонд-хэнд - это
целая идеология. Нет, это прежде всего бизнес. "Наша идеология? -
спросил меня владелец одного элитного секонд-хэнда. - Ну, мы просто
хотим, чтобы на улицах было больше ярких людей". Вот и все. /"Правда
Севера", 14 сентября/
Источник: http://www.businesspress.ru |